Каждый год в мае-июне различные уголки Снежинска становятся супермоделями — их выбирают в качестве объекта для пленэра учеников художественной школы.
Это кажется удивительным, но работать при естественном свете художники начали всего 200 лет назад — пленэр (от французского en plein air — «на открытом воздухе») появился в начале 19 века в Англии. В России новое направление в живописи с середины 19 века активно развивали Василий Поленов, Исаак Левитан, Валентин Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь... Сейчас пленэры — обязательная часть учебной программы. Правда, если раньше в художественной школе Снежинска эта работа вне классов длилась две недели по 6 часов в день, то сейчас ребята работают так по 3 часа в день. Но и за это время они успевают очень много.
Не смотреть, а видеть
Объекты для рисования для учеников отделения живописи (декоративно-прикладное отделение ходит на пленэры реже, чем прежде) педагоги художественной школы подбирают заранее, тщательно, иногда совершая в поисках какого-нибудь живописного забора целые экспедиции. Проходя мимо десятка ребят, старательно рисующих какой-нибудь дом или деревья, мы можем даже не понять, что особенного в объектах, которые они рисуют. Но дело тут не в красоте. Задачи не столько художественные, сколько учебные: важно освоить перспективу, работу с передним, средним и дальним планом, уметь передать рефлексы от зелени на одежде, изобразить облака в разное время дня, наглядно увидеть, как крепится лист к стеблю, где у сосны начинают расти ветки, как на машину упал свет, а от нее — упала тень. Дети за такой работой оттачивают мастерство, зоркость, внимательность и скорость рисования.
Жара, холод и комары
Наставники ребят — опытные участники пленэров, поэтому они точно знают, как надо одеваться (даже летом в тени нужны куртки, шапки и перчатки) и что надо брать с собой (вода и реппелент — обязательны). Взрослые, показывая детям пример, стараются рисовать на воздухе в разные сезоны, погода обеспечивает и неприятные, и приятные сюрпризы — затянувшиеся холода этой весны, например, дали педагогам возможность нарисовать сирень, на которую из-за плотного учебного процесса обычно не хватало времени.
Впечатления — на весь год
В Снежинске — первые дома города, озеро, пожарный автомобиль, деревья, храм, в садах — старые домики и заборы, в Екатеринбурге — зоопарк. Со стулом, планшетом (легкой доской, на которой крепят листочек), красками и баночкой с водой — увлеченные, сосредоточенные ученики художественной школы благодаря пленэрам получают редкую в обычном быстром темпе жизни возможность остановиться и Увидеть. Это потом помогает зимой, когда композиции рисуют уже в помещении.
Уходящая натура
Педагоги художественной школы, как никто другой, замечают, как в Снежинске исчезают интересные объекты. Некоторые исчезают буквально — как, например, «Толстый и тонкий» перед входом в парк — этот простой с виду памятник комсомолу в том числе был интересен с точки зрения изображения масштабных геометрических тел. Нет теперь и бочек с квасом и очередей за ним, становится всё меньше деревянных заборов и домов (старые «сарайки» в поселке были идеальны с точки зрения рисования), на стене любимого ранее пленэристами дома на улице 40 лет Октября появился мурал (он радует прохожих, а вот в качестве объекта для изображения стена уже не подходит), арт-объект «Сердце Снежинска» на поляне в районе спуска к озеру от бульвара Циолковского также будет мешать пленэрам...
Педагог художественной школы, руководитель общества «Снежинские художники» Любовь Канова говорит об этом так: «У нас такая прекрасная природа, что к ней надо относиться с уважением. Понятно, что есть запрос на места для фотографирования, но надо деликатно выбирать площадки для новых объектов так, чтобы можно было по-прежнему любоваться озером и лесом. В этом случае лучше, если изменения будут минимальными — дорожки, цветники...»
Карандаш и акварель творят чудеса
Раньше выставки работ по итогам пленэров были традицией художественной школы. Сейчас такие экспозиции не готовят, а жаль — было бы очень интересно посмотреть на город глазами юных художников, ведь на каждом пленэре происходит настоящее чудо: один и тот же объект изображается совершенно по-разному, но каждый раз — талантливо, интересно и очень красиво (пусть это и не главная задача). Набор на следующий учебный год в художественной школе завершен. Спрос, как обычно, был очень высок, свободных мест — нет. Так что в конце весны-2025 на улицах Снежинска будет работать новое поколение воспитанников наших замечательных педагогов.